Биографии

Зарянко Сергей Константинович(1818—1871)


Русский живописец. Родился в селе Ляды, ныне Дубровенского района Витебской области. Учился у А.Г. Венецианова и в петербургской Академии Художеств (1834). В 1838 г. Зарянко получил от Академии звание свободного художника. В 1843 году присвоено звание академика. Зарянко преподавал в художественных школах Москвы и Петербурга в должностях старшего профессора живописи, затем инспектора московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Развивая традиции венециановской школы, он перестроил во вверенных ему учебных заведениях систему преподавания в направлении реализма (углубленное изучение натуры, одновременность обучения рисунку и живописи, практическое освоение перспективы). Учениками Зарянко были В. Перов, В. Маковский и другие выдающиеся русские художники. Как живописец Зарянко известен превосходными изображениями интерьеров и портретами А. Венецианова, Ф. Толстого, М. Воронцовой и др.

Русский живописец. Родился в селе Ляды, ныне Дубровенского района Витебской области. Начальными познаниями обязан живописцу Аврорину. А. Венецианов способствовал определению Зарянко в вольноприходящие ученики Академии Художеств и сделался руководителем его в живописи. Своей специальностью Зарянко избрал вначале перспективную живопись. В 1843 г. за картину "Внутренность Морского Никольского собора" (музей Александра III) получил звание академика. Переселившись в Москву, занимался исполнением образов для разных церквей. Перейдя в Петербург, впервые серьезно принялся за портретную живопись. На академической выставке 1849 г. явились два великолепных портрета его работы, генерала Ломновского и певца О. Петрова (Музей Александра III). В 1850 г. за портреты графа Ф.П. Толстого (у графа А.А. Толстого) и ротмистра Хвостова Академия присудила ему звание профессора. В 1856 г. назначен профессором живописи в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его портреты отличаются сильной лепкой, превосходной передачей освещения, тщательной разработкой подробностей и точным, несколько "фотографическим" воспроизведением физиономий, более с внешней стороны, чем в отношении внутренней характеристики и выражения. Всего написано им до сотни портретов, из которых достойны внимания несколько портретов цесаревича Николая Александровича , императора Александра II в бытность его великим князем, Турчанинова , Доливо-Добровольского, князя и княгини Абамелик , Лесниковой, графа А.А. Закревского , графа И.М. Толстого, князя С.М. Голицына, П.А. Тучкова , графа С.Г. Строганова, графа П.А. Шувалова и графа В.А. Адлерберга. Произведения его имеются в Музее Александра III, в Третьяковской галерее и в Румянцевском музее в Москве. Как наставник, Зарянко много способствовал развитию молодых художников, из которых некоторые достигли потом почетной известности. Зарянко с давних пор видел только одним глазом, так как в другом образовалась темная вода. С. К. Зарянко вошел в историю русского искусства как автор мастерски исполненных портретов своих современников. В лучших из них, написанных в 1840-х - 50-х гг., глубина прочтения образов сочетается с откровенно натуралистической живописью. "Это не живопись, а натура, оживленные и одушевленные изображения... В глазах живая влага, выпуклость - эти глаза смотрят. Рука совершенно отделилась от холста... верность натуре доведена до той степени, что вы невольно забываете полотно, видите перед собою живого человека", - пишет современник в обзоре выставки 1850 г. о портрете скульптора Ф. П. Толстого. Присущее Зарянке особое пристрастие к натуре является результатом хорошо усвоенных уроков его учителей В. М. Аврорина и А. Г. Венецианова. Занимаясь в середине 1830-х гг. в Петербургской АХ у пейзажиста М. Н. Воробьева и числясь ее посторонним учеником, Зарянко в то же время продолжал пользоваться советами Венецианова. Метод воспитания художников, характерный для школы Венецианова, сказался и в том, что Зарянко не сразу обратился к портретной живописи. Ей предшествовали изображения интерьеров. Первой работой художника, вызвавшей интерес к его творчеству, стал "Зал Учили ща правоведения с группами учителей и воспитанников" (1840-41). В 1843 г. на очередной академической выставке появился "Внутренний вид Петропавловской церкви". Тогда же художник написал значительный по размерам "Вид внутренности Морского Никольского собора", отличающийся особо тщательной передачей предметов убранства и утвари. После завершения картины Зарянко "был почти слеп от годового слишком многосложного труда", который все же не пропал даром и принес ему звание академика. Интерьеры художник будет писать и в 1850-е гг., хотя основное место в его творчестве займет портретная живопись. В 1843 г. Зарянко ненадолго переезжает в Москву, где служит учителем рисования в Александровском сиротском институте и в Московском дворцовом архитектурном училище. Осенью 1846 г. художника переводят в Петербург. Здесь он преподает рисование в военном учебном заведении (с 1851 г. - Константиновский кадетский корпус). В Петербурге художник прожил десять лет и написал свои лучшие портреты: знаменитого оперного певца О. А. Петрова (1849), А. С. Танеева (1853), петербургского "городского головы" И. П. Лесникова, Н. В. Сокуровой (оба 1854), С. М. Голицына (1857), семьи Турчаниновых, Латкиных (в интерьере, 1850-е). В 1853 г. художнику было присвоено звание профессора. Однако, являясь замечательным мастером, признанным главой нового конкретно-натурного направления в портретной живописи, Зарянко так и не смог добиться права преподавать в АХ. В январе 1856 г. он вынужден был согласиться принять должность инспектора и старшего профессора в МУЖВ. Среди его учеников - В. Г. Перов, В. Е. Маковский и др. Последний, московский период жизни художника, охватывающий вторую половину 1850-х и 1860-е гг., в основном отмечен педагогической деятельностью. Свое дарование портретиста он почти исчерпал, используя в работах одни и те же приемы, заглаживая до лоска живописную поверхность холста. Все это вызывало справедливую критику, не мешавшую, однако, Зарянке напряженно работать. Умер он скоропостижно.

Название : Портрет О.М. Сенькова

Материал : Холст, масло

Собрание : Вязниковский историко-художественный музей

Название : Портрет семьи Ростовцевых

Год создания : Не ранее 1850 — не позднее 1854

Материал : Холст, масло

Размер : 90 х 69

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Служение митрополита Никанора в церкви Училища правоведения

Год создания : Не ранее 1850 (1853?)

Материал : Холст, масло

Размер : 75,5 х 91,5

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Портрет пожилой женщины в зеленом платье

Год создания : Конец 1840-х

Материал : Бумага, пастель

Размер : 37,5 х 31

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Портрет О.А. Петрова

Год создания : 1849

Материал : Холст, масло

Размер : 108 х 87,5

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Портрет семьи Латкиных

Год создания : 1848—1849

Материал : Холст, масло

Размер : 109,5 х 87,5

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Портрет С.С. Мазараки

Год создания : Не ранее 1845 — не позднее 1854

Материал : Холст, масло

Размер : 40 х 31,5

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Портрет молодого человека

Год создания : 1844

Материал : Холст, масло

Размер : 58 х 48

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Портрет молодого человека

Год создания : 1844

Материал : Холст, масло

Размер : 58 х 48

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Дворцовая анфилада

Год создания : Не позднее 1837

Материал : Холст, масло

Размер : 70 х 58

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Портрет статс-секретаря, действительного тайного советника Александра Сергеевича Танеева

Год создания : 1853

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Портрет художника и скульптора Ф.П.Толстого, вице-президента Академии художеств

Год создания : 1850

Материал : Холст, масло.

Размер : 135 x 103

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Фельдмаршальский зал Зимнего дворца

Год создания : 1838

Собрание : Государственный Эрмитаж

Название : Христос Спаситель

Год создания : 1864

Собрание : Нижегородский художественный музей

Название : Вид Белого зала Зимего дворца

Год создания : 1840-е

Материал : Холст, масло.

Размер : 87 x 71

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Внутренний вид Никольского собора в Петербурге

Год создания : 1843

Материал : Холст, масло

Размер : 147 х 117

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Девочка в голубом платье. Портрет Наталии Сергеевны Зарянко, дочери художника

Год создания : 1870

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Женская головка

Собрание : Дальневосточный художественный музей

Название : Женский портрет

Год создания : 1860-е

Собрание : Тюменский музей изобразительных искусств

Название : Женский портрет (Княгиня К.А.Абаза?)

Год создания : 1863

Собрание : Харьковский художественный музей

Название : Зал Училища правоведения с группами учителей и воспитанников

Год создания : 1840 (1841?)

Материал : Холст, масло

Размер : 86 х 126

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Портрет А.К.Ломновской

Год создания : 1849

Собрание : Донецкий областной художественный музей

Название : Портрет Анисьи Петровны Лесниковой

Год создания : 1850

Материал : Холст, масло

Размер : 89 х 70

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Портрет Вани (Ивана Христофоровича) Лазарева

Год создания : 1852

Собрание : Нижегородский художественный музей

Название : Портрет Вани (Ивана Христофоровича) Лазарева

Год создания : 1851

Собрание : Днепропетровский художественный музей

Название : Портрет Варвары Александровны Иордан, урожденной Пущиной. Не ранее

Год создания : 1855

Собрание : Тверская областная картинная галерея

Название : Портрет Екатерины Эммануиловны Лазаревой

Год создания : 1855

Собрание : Нижегородский художественный музей

Название : Портрет Елизаветы Христофоровны Абамелек, урожденной Лазаревой

Год создания : 1854

Собрание : Нижегородский художественный музей

Название : Портрет Марии Васильевны Столыпиной, урожденной княжны Трубецкой, во втором браке светлейшей княгини Воронцовой

Год создания : 1851

Материал : Холст, масло

Размер : 146,4 x 120

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Портрет академика живописи А.Г.Венецианова

Год создания : Вторая половина 1830-х

Материал : Холст, масло

Собрание : Ивановский областной художественный музей

Название : Портрет великого князя Александра Александровича (1845-1894) в свитском сюртуке

Год создания : 1867

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Портрет великого князя Владимира Александровича (1847-1909)

Год создания : 1867

Собрание : Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник

Название : Портрет великого князя Николая Александровича (1843-1865)

Год создания : 1851

Собрание : Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко

Название : Портрет великого князя Николая Николаевича

Материал : Холст, масло.

Размер : 144 x 111

Собрание : Таганрогская картинная галерея

Название : Портрет великого князя Николая Николаевича Старшего (1831-1893)

Год создания : 1853

Собрание : Нижегородский художественный музей

Название : Портрет великого князя наследника цесаревича Николая Александровича

Год создания : 1866

Собрание : Луганский областной художественный музей

Название : Портрет великого князя наследника цесаревича Николая Александровича в казачьем мундире

Год создания : 1865

Материал : Холст, масло.

Размер : 246 x 100

Собрание : Ростовский областной музей изобразительных искусств

Название : Портрет вице-президента Академии художеств графа Федора Петровича Толстого

Год создания : 1850

Материал : Холст, масло

Размер : 135 х 103

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Портрет генерал-адъютанта Федора Петровича Литке

Год создания : 1854

Собрание : Центральный военно-морской музей

Название : Портрет генерал-адъютанта графа Арсения Андреевича Закревского. Не ранее

Год создания : 1848

Собрание : Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова

Название : Портрет генерал-лейтенанта Якова Ивановича Ростовцева

Год создания : 1855

Собрание : Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Название : Портрет генерала Петра Карловича Ломновского

Год создания : 1849

Собрание : Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени

Название : Портрет гравера профессора Федора Ивановича Иордана. Не ранее

Год создания : 1855

Собрание : Тверская областная картинная галерея

Название : Портрет графини Ольги Эсперовны Шуваловой, урожденной княжны Белосельской-Белозерской

Год создания : 1870

Материал : Холст, масло.

Размер : 112 x 97

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Портрет камер-юнкера майора Ивана Екимовича (Иоакимовича) Лазарева

Собрание : Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Название : Портрет камергера, действительного статского советника Христофора Екимовича (Иоакимовича) Лазарева

Год создания : 1851

Собрание : Нижегородский художественный музей

Название : Портрет князя Семена Давыдовича Абамелека

Год создания : 1852

Собрание : Новгородский государственный объединенный музей-заповедник Новгород

Название : Портрет князя Семена Давыдовича Абамелека

Год создания : 1853

Собрание : Нижегородский художественный музей

Название : Портрет министра путей сообщения Павла Петровича Мельникова (1804-1880)

Год создания : 1869

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Портрет министра путей сообщения Павла Петровича Мельникова (1804-1880)

Год создания : 1869

Собрание : Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П. Пожалостина

Название : Портрет неизвестной (второй жены Ф.П.Толстого, А.И.Толстой, урожденной Ивановой)

Год создания : 1851

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Портрет поручика лейб-гвардии Гусарского полка Александра Дмитриевича Пономарева

Год создания : 1855

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Портрет почт-директора Федора Ивановича Прянишникова

Год создания : 1844

Собрание : Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»

Название : Портрет поэта М.Ю.Лермонтова. Не ранее

Год создания : 1842

Собрание : Институт русской литературы Российской академии наук (Пушкинский дом)

Название : Портрет семьи Турчаниновых

Год создания : 1848

Материал : Холст, масло

Размер : 121,6 x 95

Собрание : Государственная Третьяковская галерея



×
Ваша заявка принята!
Мы ответим Вам в самое ближайшее время.
Оценить еще одну вещь
Подписывайтесь в социальных сетях: