Всё на продажу

Главный признак цивилизованного рынка — чёткое представление его участников о том, где, что и почём (почти стишок). И когда речь идёт об обычных товарах, то тут всё более или менее в «рифму». Порой, даже не видя предмет своих потребительских мечтаний, нам в целом нетрудно представить, сколько он будет стоить в зависимости от качества, торговой марки и места продажи. Другое дело, если это антикварная вещь. И совершенно особый случай — торговля иконами…

Как правильно продавать иконы?

Проблема в том, что функциональное назначение иконы не укладывается в обычный потребительский стандарт — полезно, нужно или красиво. Строго говоря, икона — не совсем вещь, по крайней мере, в сознании православного человека. Как сказал философ, икона — существо эпическое. По этой причине не каждый антиквар берётся за торговлю иконами. Однако не каждый, кто всё же берётся, такой уж законченный грешник. Вопрос — как продавать?

Начнем с того, что далеко не все антиквары видят разницу между продажей икон и, например, самоваром. Серьёзных коллекционеров такой подход, в общем, устраивает. Особенно, если коллекция собирается по каким-либо внешним признакам: кого-то интересует конкретная школа, кого-то конкретный период, кто-то серебряные оклады, кто-то иконы монастырей.

Порой магазин торгует иконами как бы не явно, «из под прилавка», принципиально обслуживая узкий круг коллекционеров — белую кость антикварного бизнеса. «Люди с улицы у нас иконы не покупают», — не без снобизма заметят в таком элитарном месте. Однако понятно, что «людям с улицы» икона нужна не для коллекции, а скорее всего для души. Поэтому прежде, чем навестить антикварную лавку, стоит поговорить с приходским священником и уж затем по благословлению и осмысленно делать свой выбор.

Как правильно покупать икону?

Вопреки расхожему мнения, церковь довольно терпимо относится к тому, что иконы являются таким же предметом купли-продажи, как и любая другая вещь. Более того, пополняя иконостас, православные приходы нередко сами пользуются услугами антикваров. Однако в определении ценности иконы православный подход и вкусы любителей древностей чаще всего расходятся. Поэтому одно дело, если вы покупаете икону, «духовной жаждою томимы», другое дело — потому, что дорого и блестит.

Что такое «хорошая икона»?

И тут, опять-таки, однозначно не скажешь. Если брать во внимание только рыночные критерии, то чем дороже, тем лучше. А что такое «цена иконы»? Исходя из чего определяется её стоимость? Оказывается, здесь полный ценовой волюнтаризм и многое, как ни странно, зависит от установок оценщика, вплоть до того, верующий он человек или нет. Для одного икона — всего лишь липовая дощечка с изображением, а для другого — посредник между душой и Богом.
Велик ли спрос на иконы?

Антиквары утверждают, что по сути его нет. Объясняется это тем, что люди перестали понимать и ценить икону. «Обратите внимание, — посоветовала Светлана Честных, известный в городе специалист по древнерусской живописи, — Теперь даже в церквях вместо икон можно встретить живопись на богословскую тему. Да и священнослужители вынуждены признать, что народу это понятнее».
Другого мнения — в церковных лавочках и магазинах, торгующих недорогими предметами церковного обихода. Особенно хорошо, по утверждению их сотрудников, продаются иконы с изображением Богородицы.

Светлана Честных считает, что покупать нужно «хорошую икону». «Хорошая» в её понимании — это богословски насыщенная икона. Но в России сделать это сложнее, чем в Германии или, скажем, в Америке, куда за время советской власти было вывезено всё самое ценное.
В оценке современной иконописи, так называемого новодела, антикварное сообщество весьма критично.

— В одном из северных монастырей, – продолжает Светлана, — я видела современную икону с изображением Иисуса и его учеников на горе Фавор, где среди прочих был и апостол Павел. Возможно ли такое? Разумеется, нет. Поскольку в то время апостол Павел носил имя Савл и был, как известно, ревностным гонителем христиан.

Автор – Ирина Матяш, 2002 г.

Меню