В наше время портсигары все реже встречаются в повседневной жизни. А ведь сравнительно недавно они были широко распространены как удобный предмет обихода.
Теперь портсигар становится преимущественно объектом внимания специалистов и коллекционеров. Кого-то в первую очередь привлекают художественные достоинства, кого-то – история и имена бывших владельцев. Предлагаемая статья основана на коллекции портсигаров, собранной Государственным центральным музеем современной истории России, охватывающей период с конца XIX века и включающей предметы отечественного и зарубежного происхождения.
История возникновения портсигара восходит к XIX веку. В русском языке слово «портсигар», как и слово «папироса», появляется с середины прошлого столетия. Портсигары начинают прочно входить в обиход и в дальнейшем получают массовое распространение, чему, по- видимому, способствует развитие промышленного производства папирос.
В 1901 году Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона писал о производстве табачных изделий в конце XIX века: «Огромный прирост… обнаружился главным образом в фабрикации папирос… Очевидно, что форма потребления табака за последнее 20-летие претерпела крупное изменение: не говоря уже о том, что трубка с каждым днем исчезает, народ все более и более привыкает потреблять табак в форме готовой, выработанной на фабрике папиросы» (т. 63 (XXXII), с. 433).
Портсигар становится необходимым для ношения папирос и сигарет. Наряду с мужскими изготавливаются изящно оформленные дамские портсигары. Однако это не только удобный предмет личного обихода, это и модный аксессуар, подчас даже художественное и ювелирное изделие, несущее характерные черты декоративно-прикладного искусства своего времени. Широкое распространение приобретает использование портсигара в качестве подарка с нанесением на него дарственных надписей, подписей, монограмм.
Портсигары представляют собой плоские футляры-коробочки – прямоугольные, реже квадратные, часто с закругленными углами, двухстворчатые (иногда с откидной крышкой), с защелкивающимся запором. Они могут быть выполнены из самых разнообразных материалов: металлов, в том числе драгоценных (золота, серебра), дерева, папье-маше, кости, рога, пластмассы и др. Часто материал комбинируется: на серебряных портсигарах мы видим золотые накладки, на изделиях из других материалов (например, пластмассы) встречаются детали из серебра. Внутренняя поверхность створок серебряных изделий чаще всего позолочена.
Для украшения портсигаров характерно применение вставок из камней, в том числе драгоценных, и их имитации – прозрачного и непрозрачного стекла разного цвета. Обычно такие вставки украшают замок, а иногда и внешнюю поверхность верхней створки.
Многообразна и техника изготовления портсигаров. Наряду со штамповкой мастера используют художественные приемы обработки металла – чеканку, гравировку, скань, чернь. Изделия из папье-маше и даже серебра покрываются многоцветной росписью, костяные портсигары украшаются художественной резьбой. В нашей стране над их созданием работали мастера известных народных промыслов: «Северная чернь» (Великий Устюг), Кубачи (Дагестан), Палех (Ивановская область), резчики по кости села Ломоносово (Архангельская область) и др.
По художественному оформлению портсигары отличаются большим разнообразием. Их украшают портреты, виды архитектурных сооружений, сюжетные композиции, стилизованные и реалистически трактованные изображения животных и птиц (в том числе аллегорические), различные виды орнамента – причудливого цветочно-растительного, геометрического, чешуйчатого.
Изображения чаще всего располагаются на лицевой стороне верхней створки. Орнамент в виде чередующихся полос разной ширины, чешуек сетки, мелких цветочных розеток, листьев и т.д. порой сплошь покрывает всю внешнюю поверхность портсигара.
Орнаментальные мотивы в меньшей степени подвержены влиянию времени, хотя и в них сказывается веяние новых художественных стилей, например, модерна конца XIX — начала XX века. Что касается прочих изобразительных элементов, то их характер претерпевал существенные изменения. Если сюжеты на портсигарах российского производства конца XIX — начала XX века имеют преимущественно декоративный ( иногда аллегорический) характер, то в дальнейшем происходит их заметная «политизация», продиктованная временем, возникают черты агитационности. Так, в 1920-1930-х годах на портсигарах появляются индустриальные композиции, изображения заводских корпусов, танков, самолетов, Мавзолея В.И. Ленина, фигур рабочего, красноармейца, крестьянина, а также эмблемы: пятиконечная звезда, серп и молот и т.д. В 1930-1940-х годах создаются портсигары с портретами И.В. Сталина.
В последующие годы тематические изображения подчас становятся почти фотографически точными, хотя и сочетаются с декоративным орнаментом. Изготовление портсигаров связывается иногда с современными событиями и юбилейными датами. Таковы, например, портсигары середины 1950-х годов «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка», «Волго-Донской канал», «Юбилейный» — к 300-летию воссоединения Украины с Россией и другие, выполненные мастерами артелей «Московский ювелир» и «Северная чернь». Таким образом, пространство створок портсигара становилось художественным полем, где нередко отражалась целая эпоха.
Для обозначения места и времени создания портсигара важно наличие на нем клейм. Клейма чаще всего располагаются на внутренней поверхности, иногда они присутствуют также на внешних сторонах створок и замке. Это пробы драгоценных металлов, именники с инициалами (а иногда и фамилией) мастеров, обозначения предприятий (СЧ – «Северная чернь», АМЮ — артель «Московский ювелир» и др.), иногда указание даты. При атрибуции портсигаров отечественного производства, выполненных из драгоценных металлов, следует иметь в виду, что в рисунке клейм (1896-1908) профиль женской головки в кокошнике обращен влево, позднее – вправо. С 1927 года в клейме появляется профиль рабочего и изображение молотка. В 1958 году его сменяет клеймо с эмблемой: серп и молот на фоне пятиконечной звезды. Анализ изображений, буквенных и цифровых обозначений, орфографии написания фамилий мастеров на клеймах является необходимым условием определения происхождения портсигара и его датировки.
Отдельного внимания заслуживают портсигары-подарки и портсигары, вручавшиеся как награда, премия. Они могли создаваться специально, но чаще для этой цели использовались уже имеющиеся портсигары разного времени и места изготовления. На них появлялись дополнительные тексты и изображения. Рассматривая такие портсигары, следует со всем вниманием отнестись к имеющимся на их поверхности клеймам. Это позволит определить степень соответствия времени изготовления дате подарка.
Дарственные надписи и прочие тексты, монограммы, автографы дарителей, эмблемы и т.п. гравировались на внешних и внутренних сторонах створок, могли быть накладными и даже выполняться в технике черни. Все зависело от фантазии, желания и возможностей дарителя.
Портсигары традиционно вручались по случаю различных событий и дат, в знак благодарности и признания заслуг. Тексты на них порой служат ярким отражением своего времени. Так, для периода Гражданской войны в России характерна надпись: «Честному воину Рабоче-Крестьянской Красной Армии…» В дарственной надписи на одном из портсигаров, сделанной в 1923 году и насчитывающей 16 строк, читаем: «Звенит наковальня. Бьет молоток. Мы Красное знамя несем на Восток!» К 1943 году относятся тексты на портсигарах: «Отличившемуся в выполнении Сталинского задания…». «Сталин ведет нас к победе!».
Лаконичные и пространные, официальные и личные надписи дают возможность определить имена владельцев и дарителей, характер их деятельности и отношений, проследить историю, место и время создания и бытования портсигара, историю связанного с ним события. Таким образом, портсигары как свидетельство прошлого, мемориальный предмет, памятник истории и материальной культуры представляют собой несомненный интерес как для собирания, так и для специального изучения.
Журнал «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования», №3-4 (6), 2003 год. Автор статьи – Светлана Киницкая.