Мало кто из русских живописцев второй половины XIX – начала XX века пользовался такой огромной популярностью у широкой публики, как Константин Егорович Маковский (11839-1915). «И строгих судей, а за ними, решительно все классы общества Маковский пленил в буквальном смысле слова, — вспоминал А.Н. Бенуа. – Если кто из художников был популярен на Руси – то именно он. На него, быть может, не молились, его не называли богом, но его все любили, и любили самые его недостатки – то самое, что сближало художника со своим временем».
К концу 1890-х годов, когда слава Маковского у массового зрителя достигла апогея, у обывателя считалось хорошим тоном на очередной выставке приобрести какую-нибудь картину художника. Этот мастер чрезвычайно умело извлекал выгоду из такой ситуации, наводняя художественный рынок недорогими этюдами, чаще всего, изображающими женские типы, получившие название «головки». Ежегодно на выставках Петербургского общества художников К.Е. Маковский выставлял около десятка подобных произведений.
«Головки» — произведения, находящиеся посередине между жанровой живописью и портретом, часто костюмированным. Начало этот своеобразный жанр берет в произведениях Караваджо и его школы, особенно популярным становится в XVIII веке и, принципиально не изменившись, переходит в XIX столетие. «Сюжетной» завязкой подобных работ был мир несложных чувств изображаемого человека; их создание было всего лишь поводом выразить то или иное настроение, тот или иной характер.
Особенно много «головок» было написано Маковским в последние два десятилетия его жизни. В конце XIX – начале XX века «головки» Маковского «совпали» со вкусом современного зрителя, все более уходившего в мещанский быт. Они становились уже знаком, обозначающим и символизирующим до предела упрощенное представление обывателя о «красоте» и «идеале». Во главу угла здесь ставились виртуозность, блестящее мастерство, эффектная живопись и именно на этом делала акцент художественная критика. Появлявшиеся в самом массовом дореволюционном журнале «Нива», гравированные воспроизведения картин художника, и, особенно, его «головки», неизменно сопровождались эпитетами: «блестящие», «колоритные», «грациозные», «милые» и т.п. Характерным, например, является описание картины «Нимфа»: «Как красиво это личико в венке, окруженное чудной волной густых волос! Не трудно догадаться, что эта красавица-нимфа олицетворяет цветущую природу полей. Ее прозрачные глаза, поражающие глубиной ласкового взгляда (характерный признак женщин, изображаемых кистью Маковского), приковывают внимание каждого, кто остановится перед этим изящным произведением искусства». Из картины в картину у Маковского переходят одни и те же предметы и мотивы. Помимо «глубины ласкового взгляда», характерными признаками таких «головок» были: хорошенькое, правильной формы личико с большими, тонкими бровями, изящным носиком и небольшим ртом, длинные волосы, томный или шаловливый вид, а часто – настроение, определить которое довольно сложно, нарядность колорита, широкая живопись и условность освещения. Милые личики детей, девушек и женщин буквально заполонили художественный рынок, имея своей целью донести до зрителей ходульные и уже опошленные веяния своего времени.
Чрезвычайно важным является в «головках», рассчитанных на любой вкус, элемент разнообразия, завлекательности, даже экзотики. Особой популярностью пользовались «головки» Маковского, изображающие персонажей в русских костюмах XVII столетия: своеобразное напоминание о знаменитых исторических картинах художника. «Боярышни» Маковского и сегодня – желанные гости антикварных салонов и аукционов. В целом, поток художественной продукции в виде «головок», условно можно разделить на следующие группы: этнографические («Цыганка», «Малороссиянка»), мифологические и литературные («Офелия», «Джульетта», «Вакханка», «Нимфа», «Лесная фея»), костюмированные («Из времен Людовика XIII», «Empire», «Tete moderne», «В восточном костюме»), цветочные (с орхидеями, васильками, розами), по главной сюжетной детали («В кокошнике», «В платочке», «На подушке», «С бубном»), по цвету волос («Блондинка», «Брюнетка», «Рыженькая»), передающие определенное настроение («Мечтание», «Призадумалась», «Смеющаяся»). Список этот можно продолжать бесконечно. В каталогах Петербургского общества художников зафиксировано несколько сотен подобных названий, многие повторялись из года в год. С этим связана невозможность идентификации той или иной работы, появляющейся сегодня на антикварном рынке, с произведениями, указанными в каталогах начала XX века. К тому же, Маковский ставил свою подпись, не датирую работу.
Однако, было бы ошибкой смотреть на «головки» Маковского как на пустую забаву, предназначенную только на продажу, написанную без особого вдохновения. Именно в «головках» зачастую решались серьезные живописные, экспериментальные задачи, которые художник не позволял себе в больших вещах. Поэтому отношение мастера к подобным работам было не менее серьезным, чем к любым другим жанрам. Ценным свидетельством в этом отношении является дневник М. Тенишевой, которая на его страницах поведала историю написания ее портрета. Случай, рассказанный княгиней, относится, вероятно, к первой половине 1880-х голов, когда Маковский был в Париже. Как потом выяснилось, с самого начала Маковский задумал использовать Тенишеву как модель для «этюда женской головки», поэтому и одел ее в костюм Марии Стюарт. Эпизод этот довольно интересен в том отношении, что проливает свет на некоторые особенности работы художника. Во-первых, костюм был необходим для придания этюду красочности и живописности. Во-вторых, «в простом платье эскиз было бы трудней продать». Но главное, на что хотелось бы обратить внимание, — Тенишева позировала Маковскому не менее трех раз (если не больше). И это для «этюда женской головки»!
В портретах, а тем более этюдах «головок», Маковский не ставил перед собой задачу изучения характера. Он вдохновлялся от натуры вообще, от игры света и красоты цветовых соотношений. В своих картинах он более техник, живописец в более узком смысле этого слова. Он с вдохновением мог разыграть симфонию красочных пятен, был открыт тем художественным впечатлениям, которые разбросаны в окружающей жизни. Его могли поразить сложное сочетание цветов или необычность освещения. Тогда он хватал кисть, лихорадочно набрасывая какой-нибудь колоритный этюд, потрясая импровизацией, выдумкой, фантазией, блеском краски и виртуозным взмахом кисти. И.Н. Крамской писал в 1879 году: «К.Е. Маковский […] написал однажды чрезвычайно жизненную голову в… 27 минут!.. не по задаче, правда, а потому что наступали сумерки, а ему хотелось схватить одно впечатление. В этюдах «головок» Маковский мало заботился даже о сходстве. Так, П. Гнедич передавал слова художника о сходстве в портретах следующим образом: «Женщина все равно через десять лет так изменится, что ее не узнать. Для сходства есть фотография […] Задачи художника совсем другие.»
Этюд с натуры не потерял для Маковского значения и в последние десятилетия его жизни. «И в своей парижской мастерской […] он тщательно работал над рисунком, вызывая к себе парижских натурщиков и натурщиц… А ему было уже за семьдесят лет!», — вспоминал П. Гнедич. Другое дело, ориентация художника на рынок уже, как бы сама собой, подразумевала наличие штампа. Однако повторение излюбленных предметов и мотивов – это не столько результат поверхностного и легкомысленного отношения мастера искусству (и случай с Тенишевой это подтверждает), сколько сознательный акцент именно на тех приемах, которые пользовались особенным успехом у широкого любителя.
Обилие сохранившихся до нашего времени работ Маковского ставят перед коллекционерами нелегкую задачу выбора. Они должны обладать хорошим художественным вкусом, отбирая действительно удачные произведения из огромного, и главное неровного, наследия художника. Особенно это характерно для «головок», многие из которых являлись не чем иным, как художественными «опытами» и «экспериментами».
Журнал «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования», №3, 2002 год. Автор статьи — Юрий Гудыменко.
Скупка антиквариата Artpriced.ru покупает картины русских и советских художников. У нас постоянно работает оценка картин и скупка картин. Если вам нужны деньги, и вы решили продать картину — просто заполните форму оценки антиквариата на нашем сайте, прикрепите фотографии картин, которые собираетесь продать и мы совершенно бесплатно, в кратчайшие сроки, оценим картины и предложим максиально возможную цену! Деньги мы выплачивам наличными и сразу.