Фрагмент главы «Биографии и работы художников» из книги Э.Б. Самецкой «Советский агитационный фарфор. Справочник-определитель».
Родился в Москве. Художественное образование получил в Московском Строгановском центральном художественно-промышленном училище, которое окончил в 1907 году с золотой медалью. По окончании учебы был направлен в Италию для изучения декоративной живописи. По возвращении на родину работал как художник монументально-декоративной живописи в Москве (роспись интерьеров в домах Скакового общества, Руперт и др.) и Петербурге (роспись церкви «В память погибших моряков на войне с Японией», военно-морского протопресвитера, в имении Дубки). В 1914 году был приглашен в Грецию для исполнения проектов мозаики усыпальницы короля Георга I. В 1914-1917 годах состоял на военной службе.
В сентябре 1918 года М. Адамович поступил в филиал живописного цеха Государственного фарфорового завода, организованный на базе училища технического рисования барона А.Л. Штиглица. В том же году участвовал в оформлении Петрограда (Покровской площади) к первой годовщине Октября. С 1919 по 1921 год состоял в рядах Красной Армии. В 1921 году возвратился на ГФЗ. В мае 1924 года перешел на Волховский фарфоровый завод «Коминтерн» треста Новгубфарфор, а затем в Центрофарфортрест. С 1927 по 1934 год работал на Дулевском фарфоровом заводе. Позднее вернулся к монументально-декоративной росписи (гостиница «Москва» и магазины по Тверской ул. в домах № 2, № 4 и др.).
М.М. Адамович участвовал в выставках объединения «Мир искусства» (1922, 1924), «Общины художников» (1924), «Ассоциации художников революционной России» (1924) и Международной выставке декоративного искусства в Париже «1925, награжден медалью).
За время работы М. Адамовича на ГФЗ по его эскизам выполнено большое количество работ агитационного характера. В творчестве художника отчетливо прослеживаются два периода. В первом (1918-1919) преобладают античные и классические мотивы, архитектурные пейзажи, стилизованные в том же классическом духе. Обычно эти росписи исполнены одной краской и выдержаны в одной тональности – красновато-коричневой, синевато-зеленой или серой. Работ агитационного характера, относящихся к этому периоду, практически нет.
Революционными мотивами художник заинтересовался, находясь в рядах Красной Армии. Возвратившись на завод, он стал «украшать» фарфор почти исключительно агитационными лозунгами, эмблемами и символикой новой власти. Такова, например, его тарелка с изображением красной звезды (1922). Не чужд Адамовичу и жанрово-сюжетный тип живописи. При этом его фигуры, в частности красноармейцев, всегда плотно «закрашены», иногда только одним цветом: красным, сине-зеленым и др., как, например, на тарелке и блюде, исполненных к пятилетию Красной Армии (1923). Это характерная особенность живописной манеры художника. Однако, изображая бытовые сцены армейской жизни, Адамович нередко возвращается к своей прежней манере живописи, и в таких росписях легко угадываются черты классического пейзажа (тарелки «Ночь в обозе», «Провиантские склады», «Интендантские склады» и др.). Они также написаны одной краской и по технике исполнения напоминают гризайль.
Пожалуй, самым известным произведением Адамовича стала тарелка с лозунгом «Кто не работает, тот не ест» и портретом В.И. Ленина, исполненным по рисунку Н. Альтмана. В ее датировке существуют разночтения. В известной монографии Л.В. Андреевой указан 1921 год (Андреева Л.В. Советский фарфор. 1920-1930 годы. М., 1975. С. 100), в каталоге «Советский художественный фарфор. 1918-1923», изданном Государственным музеем керамики «Кусково», — 1923 (Советский художественный фарфор. 1918-1923: Каталог. М., 1962. С. 65). Учитывая, что письмо директора завода П.А. Фрикена, посланное Н.И. Альтману с просьбой разрешить воспроизведение на фарфоре портрета В.И. Ленина из его альбома (см.: «Альтман», примеч. 2), датировано 17 января 1922 года, логично сделать вывод, что работа была исполнена не раньше 1922. Тарелка выпускалась на протяжении нескольких лет, и ее роспись претерпевала некоторые изменения: чуть по-разному писался портрет Ленина, «заменялись»на новые продовольственные карточки, подрисовывались купоны на дополнительный паек, иначе рисовался орнамент в буквах РСФСР и цветные буквы в надписи по борту. Поэтому при очевидном внешнем сходстве многие тарелки имеют черты отличия и индивидуальности.
Следующий этап в творчестве М. Адамовича связан с его работой над созданием образцов для массового промышленного фарфора – сначала на Волховской фарфоровой фабрике «Коминтерн», затем на Дулевском фарфоровом заводе, где его рисунки воспроизводил на фарфоре один из старейших заводских художников И.Г. Коньков. Так случилось, что именно Адамович дольше других художников ГФЗ оказался связанным с массовым производством посуды. Оставляя в стороне удачно разработанные художником для механического воспроизведения образцы цветочной орнаментики, упомянем лишь четыре новые деколи с «советской тематикой» из крестьянского быта, изредка встречающиеся на антикварном рынке и сегодня: «крестьяне, косящие траву», «рыбак, вытаскивающий сети», «красноармеец, играющий на гармошке», «крестьянки на фоне пашни и трактора». И хотя все эти персонажи очень напоминают переодетых пастушек и пастухов с кузнецовской посуды, «опыты» Адамовича следует рассматривать как попытку «реформировать» массовый фарфор в сторону современности, и с этой точки зрения они представляют несомненный историко-художественный интерес и заслуживают внимания собирателей. Три из перечисленных образцов представлены в постоянной экспозиции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.
М.М. Адамович подписывал свои произведения:
1. Надписью: «М. Адамович», иногда с указанием даты;
2. Монограммой из букв «А» и «М».
3. На изделиях, выпущенных к пятилетию Красной Армии, встречается юбилейная авторская метка-марка.
Особый интерес представляют развернутые надписи. Так, на тарелке «Интендантские склады» из собрания Государственного музея керамики «Кусково» на зеркале стоит надглазурная подпись художника красной краской: «М. Адамович», а на дне той же краской сделана надпись: «Война 1919-1921. Запад. Фронт. Писал участник войны худ. М. Адамович «Интендантские склады». На другой тарелке – «Доброволец», из фондов заводского музея, — надпись: «Западный фронт 1919-1920. «Доброволец». Писал М. Адамович, художник Государственного Фарфорового Завода, участник войны».
Работы М.М. Адамовича, выполненные на Государственном фарфоровом заводе:
1) Чашка с блюдцем с изображением сцен из жизни красноармейцев, 1918;
2) Фарфор, надглазурная роспись красно-кирпичной краской;
3) Собрание музея ЛФЗ. Не опубликованы;
4) Блюдо с агитационной надписью на немецком языке: «PROLETARIERS ALLER LANDER VEREINIGT EUCH» («Пролетарии всех стран, соединяйтесь»). 1921;
5) Фарфор, надглазурная роспись, позолота, цировка по позолоте;
6) Тарелка с изображением рабочего со знаменем в руках, на котором написан лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», 1921;
7) Фарфор, надглазурная роспись;
8) Собрание ГИМ;
9) Опубликовано в журнале «Наука и жизнь». 1967. №2. С. 2 цв. вкладки. Ил. к статье Н. Якимчук «Советский агитационный фарфор»;
10) Тарелка с изображением работницы со знаменем в руках, на котором написан лозунг: «Вся власть Советам», 1921;
11) Фарфор, надглазурная роспись, серебрение;
12) Тарелка «ВСЕВОБУЧ» с надписями: «РСФСР», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», «Борьба родит героев», 1921;
13) Фарфор, надглазурная роспись;
14) Тарелка с надписью на немецком языке: «KRIEG DEN PALASTEN, FRIEDEN DEN HUTTEN» ( «Мир – хижинам, война – дворцам»), 1921;
15) Фарфор, надглазурная роспись;
16) Тарелка с изображением рабочего с молотом в руках и надписью: «Капитал», 1921;
17) Фарфор, надглазурная роспись;
18) Тарелка с надписью: «25 Октября 1917 года» и лозунгом на немецком языке: «ES LEBE DIE 3 INTERNATIONALE» («Да здравствует III Интернационал»), 1921;
19) Фарфор, надглазурная роспись;
20) Аналогичная тарелка с надписью по борту на русском языке хранится в собрании ГМК «Кусково» Инв. № 12298;
21) Тарелка с изображением заводского здания и лозунгом на немецком языке: «ES LEBE DIE 3 INTERNATIONALE» («Да здравствует III Интернационал»), 1921;
22) Фарфор, надглазурная роспись, позолота;
См.: каталог выставки «Искусство в производство» (Кат. № 3) и каталог собрания А.А. и Р.М. Тимофеевых. С. 227, илл. 62.
В каталоге выставки «Russisches Porzellan», экспонировавшейся в сентябре 1991 – марте 1992 года в Германии, в городах Карлсруэ и Гамбурге (С. 80) автором тарелки указан С.Г. Сударчиков. Возможно, он был только исполнителем росписи по эскизу Адамовича.
1) Чашка с блюдцем с изображением головы красноармейца (внутри чашки) и головы матроса (на блюдце) на фоне красной звезды, 1921;
2) Фарфор, надглазурная роспись;
3) Собрание музея ЛФЗ. Не опубликована;
4) Чашка с блюдцем «Красноармейская» с изображением сцен из жизни красноармейцев, 1921;
5) Фарфор, надглазурная роспись;
См.: Каталог выставки «Советский художественный фарфор завода им. М.В. Ломоносова». С. 4.
1) Тарелка «Доброволец», 1921;
2) По мнению Н. Лобановой-Ростовской, в правом солдате художник изобразил себя;
3) Фарфор, надглазурная роспись красно-кирпичной краской;
4) Тарелка «Разрушенная водокачка» с изображением красноармейцев у водокачки, 1921;
5) Фарфор, надглазурная роспись красно-кирпичной краской;
См.: Каталог выставки «Советский художественный фарфор завода им. М.В. Ломоносова». С. 4.
1) Тарелка «Интендантские склады» с изображением красноармейцев у интендантских складов. 1921;
2) Надглазурная роспись красно-кирпичной краской;
3) В ГМК «Кусково» хранится авторский экземпляр этой тарелки. На зеркале подпись художника красной краской: «М. Адамович». По дну той же краской надпись: «Война 1919-1921. Запад. Фронт. Писал участн. Войны худ. М. Адамович.» «Интендантские склады» (Инв. № 9597). См.: Каталог «Советский художественный фарфор. 1918-1923». С. 45;
4) Тарелка «Провиантские склады» 1921;
5) Фарфор, надглазурная роспись зеленой краской, позолота;
6) Существует несколько вариантов названия: «Доброволец» — в сб. «Русский художественный фарфор» (с. 63) и в каталоге выставки «Советский художественный фарфор завода им. М.В. Ломоносова» (с. 4); «Раненый» — в кН. Н. Лобановой-Ростовской «Revolutionary ceramics Soviet Porcelain 1917-1927» (с. 39). Кат. № 8;
7) В ГМК «Кусково» хранится экземпляр с росписью, выполненной красно-кирпичной краской (инв. № ф-р 8542) См.: Каталог «Советский художественный фарфор. 1918-1923». С. 45;
8) Тарелка «Ночь в обозе» (другое название «Красноармеец и курды»), 1921;
9) Фарфор, надглазурная роспись красно-коричневой краской. Два варианта;
10) Тарелка «Культура и сельское хозяйство». 1921;
11) Фарфор, надглазурная роспись;
12) Тарелка «Красная звезда» (другое название «Красноармейская»). 1922;
13) Фарфор, надглазурная роспись, позолота, цировка по позолоте. ВМДПНИ;
14) Тарелка с агитационной надписью: «Кто не работает, тот не ест» и портретом В.И. Ленина по рисунку Н.И. Альтмана, 1922;
15) Фарфор, надглазурная роспись, позолота. Четыре варианта.
ВМДПНИ.
1) Тарелка с изображением серпа и молота и надписью: «Да здравствует III Интернационал 1917-1922», 1922;
2) Фарфор, надглазурная роспись;
3) См.: Каталог выставки «Москва-Париж». Т. 1. С. 332;
4) Чашка с блюдцем с портретом В.И. Ленина, изображением красной звезды, марширующих красноармейцев и надписью: «25-го X 1917 года», 1922;
5) Фарфор, надглазурная роспись, позолота, цировка по позолоте;
Частное собрание
1) Чашка с блюдцем «Красноармейская» с изображениями: на чашке – двух красноармейцев на фоне пейзажа с домом; на блюдце – пейзажа с деревьями и заграждениями из колючей проволоки, 1922;
2) Фарфор, надглазурная роспись.
Собрание ГМК «Кусково». Опубликована в каталоге «Советский художественный фарфор. 1918-1923».
1) Чашка с блюдцем с портретом В.И. Ленина (на чашке) и надписью: «РКСМ 1917-1922» (на блюдце), 1922;
2) Опубликована в сборнике Государственного музея-заповедника «Петергоф» «Музей коллекционеров. Собрание А.А. и Р.М. Тимофеевых. С. 229 (Изд-во «Абрис», СПб, 2001);
3) Чашка с блюдцем с надписями: «Смена идет» (на чашке) и «Мы новый мир построим» (на блюдце), 1923,
4) Фарфор, надглазурная роспись;
Собрание ГРМ. В Государственном центральном музее современной истории России (ранее Музей революции) находятся четыре кружки с росписью М.М. Адамовича на тему «РКСМ».
1) Блюдо «V годовщина Красной Армии» с изображением красноармейца на фоне вензеля РСФСР, 1923;
2) Фарфор, надглазурная роспись, позолота, цировка по позолоте;
3) Блюдо «V годовщина Красной Армии» с изображением красноармейца на фоне вензеля РСФСР, 1923;
4) Фарфор, надглазурная роспись и подглазурная роспись кобальтом, позолота, цировка по позолоте. Вариант;
5) Тарелка «V годовщина Красной Армии» с изображением красноармейца, попирающего штыком желтые листки с именами белых генералов, 1923;
6) Фарфор, надглазурная роспись;
7) В кн. Л.В. Андреевой «Советский фарфор. 1920-1930 годы» тарелка имеет название «Доброволец» (с 178);
8) Тарелка «V годовщина Красной Армии» с изображением красноармейца, попирающего штыком желтые листки с именами белых генералов. 1923;
9) Фарфор, надглазурная роспись и подглазурная роспись кобальтом, позолота. Вариант;
10) Кружка с блюдцем, выполненная к пятилетию Красной Армии, с изображениями: на кружке – красной звезды с цифрой V в центре и профилей красноармейцев между лучами; на блюдце – римской цифры V с датами: «1918» и «1923» по обе стороны от нее. 1923;
11) Фарфор, надглазурная роспись;
12) Собрание ГМК «Кусково». Опубликована в каталоге «Советский художественный фарфор. 1921-1923»;
13) Тарелка «5 годовщина Красной Армии» с изображением портрета Л. Троцкого. 1923;
14) Фарфор, надглазурная роспись;
Известен экземпляр, датированный 1924 г. Предметы из сервиза «Индустрия и культура». 1926. Фарфор, надглазурная роспись.
Предметы, выполненные по рисункам М.М. Адамовича на Дулевском фарфоровом заводе
1) Тарелка с портретом И.В. Сталина и надписью: «За пятилетку в 4 года». 1930;
2) Фарфор, надглазурная роспись, позолота, цировка по позолоте;
ГЦМСИР:
1) Чашка с блюдцем «Косари»;
2) Конец 1920-х;
3) Фарфор, деколь;
4) Чашка с блюдцем «Трактористка»;
Конец 1920-х
Фарфор, деколь.
Чашка с блюдцем «Рыбак».
Конец 1920-х
Фарфор, деколь.
Чашка с блюдцем «Красноармеец на отдыхе».
Конец 1920-х
Фарфор, деколь.
Молочник «Жница».
Конец 1920-х
Фарфор, деколь.