Собирание живописи и дарение лучшего из собранного обществу было всегда стремление многих деятелей науки и искусства. Как ранее дарили, так дарят и в настоящее время. И не только хорошо обеспеченные люди, не только те, кому некому завещать коллекции или которым хочется таким образом прославить себя. Дарят те, кому свойственна истинная любовь к объектам своего собирательства, кто одушевлён служением обществу. Дарили во все времена, и отрадно, что это движение развивается.
Ещё граф И. И. Шувалов, возглавивший петербургскую Академию Художеств, принёс ей в дар собрание картин, положив тем самым основу художественному музею Академии. Княгиня М. Н. Тенишева подарила большое количество рисунков и акварелей русских художников Русскому музею. П. М. Третьяков был купец, а иркутский собиратель В. П. Сукачёв – городской голова, но и они передали свои собрания картин государственным музеям. В завещательном письме П. М. Третьяков писал: «Для меня, истинно и пламенно, любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств…».
Большинство провинциальных художественных музеев, организованных во второй половине XIX века, возникло на основе дарения картин частными лицами. Историк и знаток искусства А. В. Вышеславцев в 1893 году подарил своё собрание Тамбовскому музею. По инициативе местных меценатов в 1895 году был открыт Казанский городской музей. Здание построено на средства от пожертвований частных лиц. Собрание картин казанского археолога и нумизмата А. Ф. Лихачёва было передано в дар городу его братом. Пензенский собиратель картин Н. Д. Селиверстов в качестве дара городу 1898 году построил здание училища живописи и музея, в который вошла коллекция, состоящая более чем из 200 произведений. Если названные выше дарители были состоятельными людьми, то Ф. А. Коваленко на свои скромные сбережения приобретал в Петербурге и Москве картины и в 1904 году передал их Екатеринодарской картинной галерее. Ф. А. Коваленко считал, что поступить так – значит «услужить обществу в развитии искусства».
Самарский городской художественный музей в 1911 году значительно расширился за счёт пожертвований частных лиц. Екатеринославской картинной галерее подарил свою коллекцию собиратель А. Морозов. Откликнулись дарением этой галерее и художники. Сбор картин продолжался 100 лет, и в 1914 году галерея была открыта.
Калужский доктор Н. В. Васильев собрал на свои личные сбережения значительную коллекцию картин, купил подходящий дом и всё это в 1917 году, ещё до Февральской революции, принёс в дар городу. Также в дореволюционные годы известный одесский инженер-строитель М. Брайкевич подарил Одесскому университету большое количество картин художников «Мира и искусства». Астраханский коллекционер П. М. Догадин в 1918 году принёс в дар городу своё собрание картин.
П. М. Третьяков и И. Е. Цветков в качестве организаторов в девяностые годы XIX века столичных галерей показали благородные примеры, содействующие возникновения подобных галерей в других городах. И. Н. Крамской называл возникновение провинциальных художественных музеев «историческим движением».
В организации провинциальных картинных галерей большую роль сыграли и сами художники. Ещё И. К. Айвазовский строит в Феодосии галерею и отдаёт туда многие свои лучшие картины. Рязанский областной художественный музей возник в 1913 году благодаря принесению в дар академиком И. П. Пожалостиным своего собрания картин и гравюр.
Один из первых провинциальных музеев России на основе дарения картин художниками открылся в Саратове. Его основателем был художник А. П. Боголюбов, внук А. Н. Радищева. Он построил здание и передал музею коллекцию картин, которую собирал 25 лет. Несколько позже он подарил и Пензенскому музею более 200 произведений. Нижегородский городской художественный и исторический музей в 1896 году был создан по инициативе художников И. А. Кошелева и О. А. Карелина и благодаря дарению картин коллекционерами города. После XXVI передвижной выставки в Пензе музею были переданы картины художниками И. И. Шишкиным, В. Д. Поленовым, К. А. Савицким. По воле Н. А. Ярошенко его вдова завещала Полтаве более 100 картин художника и произведений других авторов. Много художественных произведений принесли в дар Новочеркасскому областному музею донского казачества Н. Н. Дубовской и И. И. Крылов (последний передал их около 700). Рязанскому музею подарил свои картины художник Я. Я. Калиниченко, а художники К. Я. Крыжицкий, К. Ф. Юон, В. Н. Бакшеев свои картины принесли в дар Самарскому публичному музею (теперь Куйбышевский художественный музей).
В советское время дарение картин художниками, собирателями и их наследниками продолжалось. Семья В. Д. Поленова в 1927 году передала в организованный Дом-музей этого художника собранные им произведения искусства. В 1936 году И. И. Бродский подарил Днепропетровскому художественному музею 300 произведений разных художников. Позже его семья принесла в дар государству большую коллекцию произведений изобразительного искусства, собранную художником. Теперь это Музей-квартира И. И. Бродского в Ленинграде. В 1930-е годы Ю. Е. Кустодиева передала для организации музея Б. М. Кустодиева в селе Островском несколько картин своего мужа.
В. В. Мешков подарил Русскому музею в Ленинграде свою любимую картину «Раздумье», которую берёг всю жизнь. В 1956 году в связи со столетием со дня рождения М. А. Врубеля профессор И. Н. Введенский передал в Третьяковскую галерею множество рисунков художника. В дар молодой Новосибирской области картинной галерее передали картины искусствоведы П. Е. Корнилов и Н. Н. Нагорская. С. Л. Рылова подарила этой галерее работы мужа. В 1975 году Государственному Русскому Музею в Ленинграде передал большое собрание картин И. М. Воронов. В конце семидесятых годов Е. А. Бялыницкая-Бируля отдала несколько сот картин и этюдов своего супруга, а также картины А. В. Моравова Государственному музею БССР. На основе их создали Могилёвский художественный музей В. К. Бялыницкого-Бирули.
В начале восьмедисятых годов дарит свою коллекцию картин городу Еревану академик А. Я. Абрамян, а в 1985 году всё своё собрание живописи передаёт Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина профессор И. С. Зильберштейн. В этом же году академик Л. Ф. Ильичев передаёт 80 произведений русской живописи и графики городу Краснодару. В 1986 году переходит в дар Государственного Русского музея большая коллекция профессора Б. Н. Окунева, завещанная им ещё ранее, а киевский коллекционер Б. Б. Свешников дарит 24 произведения С. И. Васильковского Государственному музею украинского изобразительного искусства УССР.
Наиболее значительным на протяжении длительного времени было дарение картин Третьяковской галерее. Только в 1965 – 1968 гг. поступили картины от П. Д. Корина, И. Л. Андроникова, Г. Н. Исуповой, Т. В. Гельцер, В. Е. Ульяновой, А. Л. Бакста (сына художника), реставратора И. К. Крайтора и др. В начале 1980-ых годов в дар Третьяковской галерее поступили картины из собрания профессора Н. С. Аржанникова, А. С. Павленко, профессора Н. А. Лившица и др. Известно, что и знаменитое «Купание красного коня» К. С. Петрова-Водкина было подарено галерее К. К. Басевич. Картины поступаю и из-за границы.
Таким образом, во все времена люди дарили и дарят живопись галереям. У всех, конечно, были наследники и не без волнений составлял своё завещание даже П. М. Третьяков. Дождавшись решения Московской Думы о принятии дара, он сразу же уехал за границу и от туда писал жене: «Я ещё не пришёл в норму…» Вера Николаевна отвечала: «Дети как бы жалеют о преждевременности этого пожертвования, но меня это не огорчило, конец один должен был ожидаем в истории твоей галереи» (А. П. Боткина. П. М. Третьяков в жизни и в искусстве. М., 1951, с. 248).
Служение искусству, конечно, может быть выражено не тольк одарением картин. А. И. Куинджи завещал свой капитал в фонд помощи нуждающимся художникам. Это не только воодушевило многих живописцев, но и вдохновило их на организацию общества имени своего учителя.
Картинные галереи, созданные или окрепшие на основе дарения живописи коллекционерами, развивались бы и без этого, но сам по себе факт передачи картин музеям воплощал великую идею «всё — людям, всё — обществу». Нам сейчас важна динамика развития художественных галерей. Собиратели есть в каждом городе, и не исключено, что какая-то часть из них уже нравственно созрела для дарения. Нужны лишь примеры и положительная их оценка.
В движении дарения живописи были, конечно, и некоторые негативные моменты: наблюдалась переоценка своего дара, выдвигались излишние требования музеям, например, показ подаренного в отдельных помещениях и т. д. Из-за этого известный ленинградский коллекционер В. В. Ашик не смог при жизни передать обществу свои коллекции живописи, графики и нумизматики. Отказ от особой славы в данном случае является наивысшим украшением дарителя. Конечно, дарящий может ставить какие-то условия. Возможно, здесь есть и некоторые элементы вполне здорового честолюбия. Для дарящего живопись должно быть небезразлично, будет ли под подаренными им картинами вместе с фамилией художника стоять пометка «дар такого-то». Картины, принесённые в дар музеям, было бы справедливо издавать в открытых письмах, а наиболее щедрым дарителям устраивать выставки их собраний с каталогами, репродуцируя подаренные картины в цвете.
Но пропаганда дарения, конечно, не должна переходить разумные границы. Важно, что бы никто не подумал, что в ней содержится общественный упрёк тем, кто пока воздерживается от дара.
Решение правительства о создании Советского фонда культуры — не волевое решение, а акт, опирающийся на возросшую зрелось общества. Значение этого акта исключительно велико для всех деятелей и любителей искусства и литературы. Главное, что это решение своевременно и важно как для старшего поколения коллекционеров, так и для молодёжи, которая с большим пониманием будет относиться к поступкам старших и сама найдёт своё решение проблемы дарения.