Датировка и фальсификации
Она развивалась от простого к сложному. Казалось бы, фальсификаторам проще подделать именно простую вещь. На самом деле, это вовсе не так…
В последние десятилетия увеличился интерес коллекционеров к медной пластике, что вызвало значительный рост цен на эти предметы. Рынок отреагировал на спрос появлением множества подделок. Надо отдать должное фальсификаторам — большинство подделок отличается высоким техническим и художественным уровнем. Как правило, копируются хорошо известные, нередко хрестоматийные вещи. Если же учесть, что подобное производство активно копирует «старину» тоже не одно десятилетие, то становится ясно: сегодня собирателю весьма сложно отличить древний предмет от прекрасной имитации. Попытаемся paзобраться в тонкостях различий подлинных и поддельных вещей.
Производство медной пластики на территории древней Руси возникло в XI веке — с изготовления крестов-энколпионов, нательных крестиков и, в чуть меньшей степени, иконок и змеевиков. Основными признаками, позволяющими отличить старинную вещь от новодела, являются особенности изображения, металл, внешний вид пластики и надписи.
Изображение
На самых древних изделиях всегда непропорциональны изображения Христа и святых. Бросаются в глаза укороченная нижняя часть тела, слишком длинные или, наоборот, слишком короткие руки и т.д. Рельеф тела плоский, а лики выполнены более выпукло. Глаза у фигурок святых круглые, что называется, выпученные, с двойной окантовкой век. Характерны прически на прямой пробор и крупные каплевидные носы. В целом, изображения этой поры весьма упрощенны и напоминают детские рисунки. Наиболее старинные экземпляры не имеют декора. Он появляется в XII веке в виде Перегородчатой эмали и инкрустации. Однако надо иметь в виду, что и в то время подобные вещи были редкостью, т.к. заказывать их мастеру могли только состоятельные люди.
Вообще декор предмета имеет исключительно важное значение для определения времени изготовления. Собирателю надо помнить, что искусство медной пластики развивалось от простого к сложному. А потому многофигурные композиции, вычурные цветочные обрамления икон и складней, покрытие их многоцветной эмалью, скорее, говорят о позднем происхождении предмета.
Металл
Медь, бронза и латунь использовались на всех этапах развития медной пластики. Нужно лишь помнить, что каждый металл в определенное время использовался чаще других. Начиная с XII и кончая XVII веком, основным поделочным металлом в пластике была красная медь. В XVIII веке ее основательно заменяют бронза и латунь.
Покупая предмет, надо помнить, что медь и ее производные, как любые металлы, подвержены коррозии. Большую часть медной пластики находят сейчас при сносе старинных домов, под стены которых предметы закладывались на счастье, и при разного рода раскопках. В земле медь подвергается наибольшему окислению, поэтому потери в предмете могут быть очень значительными.
Допустим, вам предлагают икону XIV века велико лепной сохранности. Нет потерь и даже патины, Это сразу должно вызвать подозрение. Однако и наличие патины на предмете не должно вводить в заблуждение. Фальсификаторы часто используют несложные химичeские соединения для «старения» своих изделий. Но, в отличие от естественного окисления, искусственная патина неустойчива. Достаточно потереть часть изделия растворителем и на ватке останутся цветные пятна. Настоящая патина очень устойчива к внешним воздействиям.
Еще надо помнить, что предметы из медной пластики часто являются семейными реликвиями и передаются из поколения в поколение. По традиции, перед праздниками иконы и складни чистили песком или глиной. Со временем от такой чистки выступающие детали, особенно лики, стирались. Изделия позднего производства, или фальсификаты, такой особенностью не отличаются. Поэтому для коллекции не следует покупать слишком хорошо сохранившиеся вещи.
Еще одна характерная особенность фальсификатов: вы не обнаружите на них следов обработки металла — царапин, вмятин, зазубрин от молотка и напильника. Если на изделии есть эмаль — подержите на минутку в пальцах. Наполнители, не имеющие отношения к эмали, липнут или пачкают руки.
Внешний вид
Наиболее древние экземпляры пластики имеют подвижное оглавье. Такой метод крепления применялся вплоть до XV века. Наиболее часто встречаются оглавья либо граненные, либо в форме головы Христа. Иконы XVII века отличаются тонкостью. Если обработка пластики напильником и производилась, то лишь по краям, чтобы снять заусенцы и натеки, образовавшиеся после литья. Обратная сторона изделий, обращаем ваше внимание, до XVIII века не обрабатывалась напильником, этот прием стал применяться с XVIII века — и до окончания работы меднолитейных мастерских на территории России.
Надписи
Как правило, медные предметы мастер не датировал и не клеймил. Если попались инициалы мастера — это большая удача. Иметь в коллекции такую вещь престижно, хотя почти все они относятся к XIX веку. Высоко ценятся экземпляры, на которых мастер вручную вырезал краткую молитву. Сами за себя говорят изделия из красной меди со следами огневого золочения. Подобную вещь можно смело датировать не позднее середины XVII века, а то и столетием раньше — в зависимости от характерных надписей на иконах, начертание которых менялось из столетия в столетие.
Каждый коллекционер может изучить эти методы датировки, работая с материалом для сравнения и со специальной литературой. В спорных случаях лучше обратиться к опытным искусствоведам, например, в музей имени Рублева. Здесь можно получить платную консультацию и письменное заключение о предмете.
Журнал «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования», №2, 2002 год
Автор статьи – Олег Озеров
Антикварный магазин Artpriced предоставляет услуги по скупке картин, скупке икон, скупке фарфора, скупке серебра, скупке антиквариата. Если вам нужны деньги и вы желаете продать антиквариат, продать картины, продать иконы или продать серебро – вы можете выслать нам фотографии предметов для антикварной оценки любым удобным вам способом: через форму оценки антиквариата на нашем сайте, через один из мессенджеров WhatsApp или Viber, выслав нам MMS на номер +7 (925) 047-07-90 или письмом на электронную почту price@artprised.ru. Услуга по оценке антиквариата — бесплатна, выезд оценщика — бесплатно. Покупка антиквариата за наличные в день оценки. Любые вопросы вы можете задать нам, позвонив по телефону +7 (925) 047-07-90 (Алексей)