Ровно 150 лет назад, весной 1853 года, бывший крепостной князей Волконских Павел Акимович Овчинников открыл в Москве небольшую золото-серебряную мастерскую, которой предстояло стать одним из ведущих ювелирных предприятий не только в России, но и в мире.
В первые годы мастерская выполняла, в основном, заказы более крупных предприятий. Этим в некоторой степени объясняется отсутствие изделий «раннего Овчинникова» в музеях и на антикварном рынке. Автору этой статьи известна только одна работа этого периода – датированная 1854 годом серебряная пивная кружка, хранящаяся сейчас в Соликамском краеведческом музее.
Однако умело организованное производство и личные качества П. Овчинникова позволили ему в короткое время добиться больших успехов. Уже в 1865 году он представил свои изделия на Московской выставке мануфактурных произведений и получил малую золотую медаль, выдержав конкуренцию со знаменитым в то время предприятием И.П. Сазикова. Изделия мастерской Овчинникова заслужили высокую оценку жюри благодаря «превосходной чеканке» и «прекрасной выработке деталей». Это качество – пристальное внимание к проработке всех, даже самых незначительных деталей – фирма сохранит на протяжении всего своего существования, по крайне мере , при жизни своего основателя – Павла Акимовича Овчинникова, который придавал этому огромное значение и того же требовал от своих мастеров.
В том же 1865 году П. Овчинников получил звание поставщика Двора, а с ним — и право изображения на своем клейме государственного герба. Следовательно, вещи, имеющие более раннюю датировку, но с клеймом «П. Овчинников» под двуглавым орлам, можно смело относить к подделкам. До этого, на раннем этапе производства, существовало клеймо «П.О.». Впрочем, и оно остается на изделиях фирмы, только ставится, как правило, на некрупных вещах, где постановка полного именника была нецелесообразна.
Окрыленный успехом в России, в 1867 году Овчинников решил представить свои изделия на Всемирной выставке в Париже по классу orfevrerie (серебряное производство). Здесь он получил серебряную медаль и «очень хорошую прессу», в которой особенно отмечали массивный чернильный прибор – «памятник великого дела освобождения крепостных». Сделанный в виде колокола, он был увенчан фигурой крестьянина, впервые сеющего хлеб на собственной земле.
Интересно, что на Всемирную выставку 1876 года в Филадельфии Овчинников послал самостоятельную скульптуру крестьянина «Освобожденный от крепостной зависимости», практически идентичную навершию чернильного прибора 1867 года. И здесь критики будут сравнивать эту работу уже знаменитого серебряника с шедеврами Бенвенуто Челлини. Я же хочу отметить не только изменение отношения к работам Овчинникова, но и тот факт, что он не боялся повторять свои наиболее удачные ранние вещи, поэтому появление на рынке двух похожих работ с его клеймом само по себе не является доказательством фальсификации одного из них.
Фирма Овчинникова регулярно участвовала во всероссийских и всемирных выставках, неизменно получая высокие награды и вызывая восхищение своими изделиями. Этот успех, не в последнюю очередь, объясняется тем, что Овчинников одним из первых стал приглашать к сотрудничеству профессиональных художников и платил им за модели немалые по тем временам деньги – от 6 до 10 тысяч рублей, «чтобы иметь всегда новые рисунки, которых у других нет». В разное время с ним работали И. Борников, В. Боровский, Г. Гартман, Л. Даль, А. Жуковский, А. Захаров, С. Комаров, Е. Лансере, И. Монигетти, А. Обер, Д. Чичагов и другие.
Наглядным примером этого сотрудничества может служить экспонировавшаяся на одном из стендов XIII антикварного салона бронзовая группа Лансере и Обера «В память освобождения болгар» (1886 г.) эта же группа , но в серебре, была выполнена на предприятии Овчинникова к выставке 1882 года в Москве и обратила на себя доброжелательное внимание публики, принеся фабриканту высшую награду – право изображения государственного герба.
Работавших с ним художников П. Овчинников старался поощрять не только материально, но и морально: в первый же день выставки 1865 года он заявил экспертам, что достиг такого результата во многом благодаря своим художникам, модельерам и чеканщикам. Принимая во внимание это заявления – «о заслугах академика Борникова, по рисункам которого были исполнены произведения Овчинникова, и о трудах художника Жуковского, исполнившего барельефы и скульптурные изображения. А также г. Диллендорфа, исполнившего эмальерную часть» — экспертная комиссия представила всех троих к почетным наградам – серебряным медалям для ношения на груди на ленте ордена св. Станислава.
Как предприимчивый хозяин, думающий о будущем своего предприятия, Овчинников не только работает с приглашенными художниками, но и старается воспитать свои собственные кадры: в середине 1870-х годов он открыл школу «для образования мастеров по серебряному делу с необходимыми для последних элементарными художественными знаниями и общим начальным образованием». Открытие подобных школ и классов при фабриках в то время было не редкостью, но столь большой школой – со 130 учениками при 300 рабочих – мог похвастаться далеко не каждый фабрикант.
Чуть раньше, в 1873 году, Овчинников открыл свой магазин в Северной столице. Располагался он в доме 35 по Большой Морской улице – знаменитой петербургской улице ювелиров. При магазине существовало собственное небольшое производство. На антикварном рынке хотя и не часто, но встречаются изделия Овчинникова с петербургскими клеймами. При атрибуции этих вещей также следует помнить, что их датировка не может быть ранее 1873 года.
Периодом расцвета фирмы Овчинникова следует считать 1870-1880 годы. Именно на это время приходится наибольшее количество заказом Императорского Двора, частных лиц и различных обществ. После смерти П.А. Овчинникова 7 апреля 1888 года его дело продолжили сыновья – Михаил, Александр, Павел и Николай. Старшие – Михаил и Александр – принимали участие в делах еще при жизни отца. Они и возглавили торговлю и производство в Москве. Павел Павлович по достижении зрелого возраста возглавил отделении фирмы в Санкт-Петербурге. При наследниках на ряде изделий появляется и новое клеймо – именник «М. Овчинников».
Фирма просуществовала до 1917 года, активно работая на российском и международном рынках, создавая как высокохудожественные произведения, так и продукцию, ориентированную на массового потребителя, однако ее успехи авторитет в золото-серебряном деле начала XX века несоизмеримы с теми, которые она имела при жизни своего основателя – Павла Акимовича Овчинникова.
Более полувека фабрика Овчинникова выпускала вещи, выполненные с применением практически всех способов обработки металла – это и литье, и чеканка, и скань, и резьба, и чернь. Но наибольшую известность фирме принесли работы с эмалью: именно они стали эталонами мастерства не только для русских, но и для зарубежных ювелиров.
Чаще всего мастера фабрики Овчинникова применяли эмаль, положенную по сканному орнаменту, а наиболее любимыми и популярными – при всем многообразии цветовой гаммы эмали – у них были белый и синий цвета.
В 1880-е годы на фабрике Овчинникова освоили очень сложную в изготовлении витражную эмаль, а затем возобновили и утраченную во время татаро-монгольского ига знаменитую перегородчатую эмаль. Одной из первых фирма начала применять эмалевые лаки, полностью покрывающие поверхность предмета.
И не случайно именно вещи с эмалью – своеобразную визитную карточку фирмы – подделывают чаще всего. В последнее время на рынке в значительном количестве появились более или менее удачные «подражания» Овчинникову. Некоторые из них достаточно легко распознать методом простого сравнения с подлинными вещами фирмы Овчинникова. Сложнее распознать подделку при работе с изделиями, выполненными малоизвестными мастерами второй половины XIX – начала XX века, на которых на которых современные умельцы ставят клейма их более известного коллеги. Причем поток таких вещей с каждым годом растет, а технологии клеймения все совершенствуются. Но даже при незнании особенностей подлинных клейм Овчинникова его изделия можно отличить по «замечательному совершенству техники», недаром он «неоспоримо занимает первое место в ряду своих собратьев».
Что же касается самих клейм, то на протяжении почти всего времени работы фабрики, за исключением начального периода, полный именник «П. Овчинников» сосуществовал с клеймом «П.О.» После смерти П.А. Овчинникова к ним добавляется клеймо-именник его сына Михаила, возглавившего производство, — «М. Овчинников». Но на большинстве вещей все же продолжают ставить уже известные клейма, тем более что братьям Овчинниковым в очень короткий срок после смерти отца удалось подтвердить право изображения на изделиях фирмы двуглавого орла.
В отличие от своих коллег, предприятия которых объединяли независимых и самостоятельных мастеров, часто имевших собственные мастерские, Овчинников организовал свое дело более традиционно, «по-московски». Все производство он сосредоточил в одном месте – 1-м Гончарном переулке – и управлял им сам. Этим объясняется практически полное отсутствие клейм мастеров на изделиях фирмы Овчинникова. Правда, и здесь не обошлось без исключения: черневые работы по заранее представленным рисункам Овчинников иногда заказывал на фабрике В.С. Семенова, и тогда на изготовленных вещах клейма последнего соседствовали с клеймами Овчинникова.
Нечасто, но встречаются на антикварном рынке изделия, клейменные именниками «А. Овчинников» и «Ф. Овчинников». К фирме Овчинникова они имеют лишь косвенное отношение, так как изготовлены на рубеже веков его родным братом Алексеем и его сыном Федором в небольшой мастерской, которую они открыли в 1888 году.
Иногда П. Овчинникову приписывают изделия его однофамильца, екатеринбургского мастера Прокофия Овчинникова, который производил камнерезные изделия и даже поставлял их Императорскому Двору. Павел Овчинников никогда не изготавливал подобных вещей, хотя нередко использовал драгоценные и поделочные камни в декоре своих изделий.
На современном антикварном рынке Овчинникову посчастливилось оказаться в числе немногих ювелиров, которые вызывают постоянный интерес, — это К. Фаберже, Болин, Сазиков, Хлебников, Постников, а также Морозов, братья Грачевы, Немиров-Колодкин и некоторые другие. Слава эта вполне заслужена, поскольку фирма Овчинникова во второй половине XIX – начале XX века играла важную роль в развитии русского золото-серебряного дела. Сейчас стоимость даже предметов «массового производства» от Овчинникова, включая столовое серебро, в несколько раз превышает стоимость подобных вещей его менее известных современников. При этом несколько последних лет наблюдается достаточно устойчивая тенденция роста этих цен, которая, по-видимому, сохранится и в будущем.
Журнал «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования», №3-4 (6), 2003 год. Автор статьи – Михаил Юдин.