Художник Александр Васильевич Харитонов

«Александр Васильевич Харитонов родился в мае 1932 года на Плющихе в Москве. Помнит себя с трёхлетнего возраста, сидящим за столом и рисующим картину. Самое светлое воспоминание детства — бабушка, покупающая внуку краски, рассказывающая ему сказки и водящая по церквям, где можно было часами рассматривать фрески, иконы, слушать церковное пение. В годы войны девятилетний Саша работал пастухом в колхозе, километров за двести от Москвы. За отличную работу он был награждён первым в своей жизни костюмом.

После войны — учёба в Московской городской детской художественной школе, где он считался одним из самых одарённых учеников. Школу пришлось бросить из-за тяжёлого материального положения в семье. Но занятия живописи Саша не оставил, занимался с различными художниками, в том числе Г. Красильниковым, много читал. До сих пор поражает глубина и основательность знаний Александром Васильевичем как отечественной, так и мировой культуры. С 1958 года работы Харитонова выставляются в нашей стране и за рубежом (во Франции, Швейцарии, Дании, ФРГ). Его работы находятся в крупнейших коллекциях Италии, США, Японии, в скандинавских странах.

Картины Харитонова полны милой тайны. Он уходит от действительности в мир сказок, фольклора, легенд…

«Художник-пейзажист», 1977

Александр Харитонов — художник необычный. Он одновременно и новатор и традиционалист. При первой же встрече с его работами вместе с впечатлением несомненной новизны возникает ощущение чего-то уже знакомого и родного с детства. Традиционален он в своих духовных ориентирах, в подходе к проблемам красоты и добра, времени и вечности. А. Харитонов их несомненно по-новому, с пафосом откровения. Он вырастает из истории так же естественно и одновременно чудесно, как дерево из корня.

Самое подходящее слово, в котором раскрывается его новаторство и традиционализм — память, и прежде всего память о глубинных корнях нашей русской культуры. Одно из произведений Харитонова называется «Память о древнерусском искусстве».

«Память о древнерусском искусстве» 1971-1980 (фрагмент)

Память — это что-то личное, интимное и таинственное. Поэтому, а также в противовес современной гигантомании, работы Харитонова невелики по размеру, рассчитаны на близкое и тихое общение. И каждая из них — небольшой самоцвет, переливающийся сотнями красочных и смысловых оттенков. Сама техника, в которой работает художник, похожа на россыпь камней, на мерцающую мозаику из мелкой смальты. Мазки — крошечные и выпуклые — ложатся всегда предельно точно, сливаясь в удивительную и гармоничную картинку. А сами миниатюрные полотна в свою очередь — в целую сюиту, сверкающую и радостную. Во всей системе художника чувствуется связь с традиционной средневековой картиной мира, с её мудрым взаимопроникновением макрокосма и микрокосма, пронизанностью светом и приятием всего сущего. По словам самого художника, живопись его так называемых фундаментальных (фантазийных) картин зиждется на трёх китах: византийской, древнерусской иконописи, древнерусской церковной вышивке бисером и драгоценными камнями.

Свои наилучшие картины Харитонов называет «наивысшая реальность».

Кажущиеся почти нерукотворными работы Харитонова напоминают мне лучшие образцы старинной перегородчатой эмали и дают ощущение праздничной жизни. «Без узорных финтифлюшек вокруг пустынной души», — как говорил А. Блок. Они обладают именно такой «высокой простотой», которая идёт из глубин мифологии, народной поэзии и мудрости.

А. В. Харитонов — самородок. Ему всё от рождения, как говорили в старину, было дано божьей милостью, и таким художникам можно только не мешать.

Улыбка Харитонова, которого все не могут называть иначе, как Саша-Сашенька, моментально открывает чистоту, красоту и утончённость его полной щедрости души, которую не способны сокрушить никакие житейские невзгоды.

Александр Васильевич Харитонов со своим даром «воображения сердца» — поэт вечных ценностей, воспевающий память сердца не только в живописи и графике, но и в белых стихах тоже сказочного, мифологического характера.

Что касается графики — это тончайшие, напоминающие иней на окне, узорные, как бы серебряные картины, наполненные философией любви ко всему прекрасному на земле и прежде всего к России, её природе, истории, культуре, людям».

Т. А. Соколова, 1989 г.

Меню