Коллекционеры картин Братья Ржевские, скупка картин.

Братья Ржевские неотделимы от истории петербургского-ленинградского собирательства, как братья Вишневские — московского. Встречаясь с ними, а особенно выпрашивая работы из их собрания на выставки, я всегда старался быть осторожным в выражениях, соблюдая максимум ясности и корректности. Они были слишком «тертыми» собирателями, почти никому не поклонялись и не дове-ряли. Может быть, одним из немногих авторитетов для них был старейший санкт-петербургский коллекционер Павел Иванович Кутузов.

Собственно, братьев было трое, все участвовали в Великой Отечественной войне, но старший, Борис, который начал коллекционировать живопись еще в тридцатые годы, погиб уже в августе 1941-го.

Совместное собирательство обоих младших братьев началось в конце 1950-х годов и продолжалось более полстолетия.

Коллекционеры они были во втором по-колении, их мать и отец собирали русскую живопись, ткани, вышивки, старинные книги, но вся коллекция была расхищена из блокадного Ленинграда в годы войны.

Иосиф Александрович всегда признавал неоспоримый авторитет брата Якова в формировании коллекции, однако все, что касалось реставрации, хранения, экс-тертивы и других необходимых для коллекционирования процедур, братья совершали совместно. Мастера они были на все руки, и отреставрированные ими часы и мебель часто переходили в провинциальные музеи.

В их кухне-мастерской висело обилие уникальных рам, также приведенных в порядок коллекционерами.

Собирая русскую живопись, скульптуру, графику, декоративно-прикладное искусство, в первую очередь часы и мебель, братья Ржевские ориентировались на собственный вкус и самостоятельный «табель о рангах». Они не чурались малоизвестных и забытых имен, и наряду с работами А. Венецианова, Ф. Бруни, И. Айвазовского, К. Маковского, И. Шишкина можно было увидеть на стенах их большой, местами двухъярусной, квартиры портреты неизвестных художников XIX века или работы почти забытых М. Демьянова, А. Лаховского, Н. Калмакова.

Несомненной гордостью собирателей были отборные вещи «мирискусников», среди них — работы Б. Кустодиева, А. Бенуа, И. Билибина. «Союз русских художников» был представлен лучшими именами Виноградова, Жуковского, Петровичева, Туржанского, Степанова. Нашли место в экспозиции и блестящий «валетский»

«Натюрморт с маками и васильками» Ильи Машкова, и «Мужской портрет» редкой в наших коллекциях Марианны Верёвкиной, и острейший «Автопортрет» Михаила Врубеля.

Особые симпатии Ржевские, как и многие «питерские» собиратели, проявляли к творчеству В.В. Лебедева, и в их собрании, кроме хрестоматийных его обнаженных, или «нюшек», по терминологии собирателей, было свыше двадцати графических листов превосходного музейного качества.

После ряда неприятных инцидентов в восьмидесятые годы с посягательством на частные ленинградские коллекции криминальной среды, что отчасти коснулось и собрания Ржевских, они были крайне осторожны, и заслужить их доверие было довольно сложно. Тем не менее они часто давали работы на выставки Советского фонда культуры, понимая, что жизнь произведения искусства продолжается в зрителе. Закономерно, что коллекция братьев Ржевских была передана в Государственный Русский музей и экспонируется в Мраморном дворце.

Музей выпустил и солидный полный каталог собрания, тем самым увековечив полувековую деятельность неутомимых собирателей, которых все мы, российские их коллеги, за глаза в шутку называли «братьями-разбойниками».

Автор статьи В. Дудаков

Хотите продать картину? Мы покупаем любые картины. Оценка картин по Вацап или Телеграмм. ( внизу и или сбоку вы  можете нажать на иконку мессенджеров).

Меню